Лошадь


Лошадь
  Лошадь
Facebook » Войти с помощью Facebook
Имя: Пароль: Забыли? Зарегистрироваться
Добавить  
  Изменить  У Вас пока нет избранных страниц на этом сайтеHorses for sale  
 
Поиск по сайту:
Показать все | Скрыть все







    
Ваша оценка:

Лошадь  ЛошадьКабардинская


автор: Амазонка опубликовано: 30.04.2003 - 14:55:09
смотрело: 360   голосовало: 202   рейтинг: Лошадь2.99007   коментариев: 11


Выведена в XVI веке на территории Кабардино-Балкарии в условиях крупного частного табунного коневодства как порода верхово-вьючного типа. При этом происходило сложное воспроизводительное скрещивание ногайской, карабахской, персидской и арабской кровей. К концу XVII века эти лошади распространились не только на Кавказе, но и в Турции, Персии, Австрии, Венгрии и Румынии. После Гражданской и Великой Отечественной войн поголовье кабардинских лошадей резко сократилось. И только благодаря огромному труду селекционеров, породу удалось восстановить.


Экстерьер: средних размеров голова, длинноватая шея, глубокая грудь, прочная спина, свислый и немного закругленный круп, сухие ноги, правильной формы копыта.


Высота в холке: 150-156 см.


Масть: гнедая, вороная, караковая.


Особенности: смелость, выносливость, осторожность в горах, мягкие движения на всех аллюрах, способность быстро набирать живую массу и упитанность, долгожительство, очень прочные копыта.



Cтатьи на эту тему
ЛошадьРусская верховая или Орлово-Ростопчинская порода
18.11.09  Раздел: Породы лошадей
ЛошадьЛамы
07.09.07  Раздел: Породы лошадей
ЛошадьМини-лошади в Скандинавии
08.07.07  Раздел: Породы лошадей
ЛошадьПОЛО-ПОНИ (поло пони, пони для поло).
19.01.07  Раздел: Породы лошадей
    

Комментарии:

Добавить комментарий

2003-04-30 14:55:09 Амазонка: Предлагаем Вам обсудить статью "Кабардинская",

расположенную по адресу http://www.horse.ru/oloshadi/structure.php?cur=2464

2006-02-24 15:56:22 Астамур: Я подумал, - почему веду спор о никогда не существовавшей и несуществующей, но придуманной Урусовыми и Парфеновыми "карачаевской" лошади и решил выложить здесь некоторые имеющиеся материалы о прославленной кабардинской лошади. Может быть, кому-то будет интересно. Хочу, чтобы те любители кабардинских лошадей, которые заходят на этот форум, побольше бы узнали об этой породе.
Начну со статьи Аслана Мирзоева, которая называется "РОЛЬ КАБАРДИНСКОЙ ЛОШАДИ
В ЧЕРКЕССКОЙ ИСТОРИИ":
Народы, стремящиеся обрести свое лицо в мировом сообществе, должны иметь свои национальные символы. У одних они существуют издавна, у других их нет, и они создают их заново, заимствуют или же воскрешают исчезнувшие в прошлом. Например, когда мы говорим Испания - мы вспоминаем корриду, фиесту; Америка - джинсы, ковбоев, кока-колу; Мексика - текилу; Англия - скачки; Шотландия - виски; Бразилия - футбол и т.д.
Что же можно сказать о нас, черкесах (адыгах), и о наших национальных символах. С богатой, славной, героической историей у нас никаких проблем нет и с символами также. Их у нас так много, что мы их раздаем щедро, дарим, добровольно отказываемся в пользу других народов.
Среди множества национальных адыгских символов выделяется символ воина-всадника. Конь в жизни черкесов играл столь значительную роль, что в метафори-ческом языке адыгских историко-героических песен спешиться (епсыхын) означает быть убитым, как и само слово -пеший (лъэс) означает погибшего. О том, на сколько понятия ?черкес? и ?всадник? стали синонимичны, свидетельствует и то, что когда адыги хотели спросить о внешности человека, они говорили: ?Шыфэ л1ыфэк1э сыт хуэдэ?? - ?Каков вид коня-седока??. Рыцарей не ведающих страха, бескомпромиссных в следовании своим идеалам, смело идущих навстречу опасностям - обозначают метафорой - шыщхьэмыгъазэ ?не поворачивающий голову коня?. О погибших героях говорят ?в этот день он спешился?, ?На конных носилках нашел покой?. Лошадь для черкеса-воина - это другое ?я?. Это не просто, животное, а верный спутник и друг на пути чести и славы. Адыги даже говорят, что в жилах лошади течет человеческая кровь. Такое отношение становится понятным, если учесть исторические условия существования черкесского этноса, вынужденного постоянно противостоять многочисленным завоевателям-кочевникам, волна за волной накатывавших на Кавказ, являясь древнейшим оседлым земледельческим народом Кавказа, черкесы создали собственную породу лошадей, которая предназначалась для войны и являлась, прежде всего, боевой лошадью. Черкесы, не будучи кочевниками, стали по существу, ?конным? народом. Если не каждый черкес, то, как минимум, каждая семья держала несколько голов лошадей. В силу того, что наибольшего развития коневодство получило в Кабарде, выведенная черкесами порода лошадей стала известна как ?кабардинская?, хотя сами они ее называют ?адыгэш? - ?черкесская лошадь?. По свидетельству польского офицера Г. Лапинского, в середине 19 века, несмотря на то, что численность поголовья лошадей в ходе Русско-Кавказской войны резко сократилось, она все равно оставалась довольно значительной. Относительно причерноморских черкесов (шапсуги, абадзехи, натухайцы) он сообщает, что здесь мало семей, которые имеют больше 12-15 лошадей, но зато мало и таких, которые совсем не имеют лошадей. ?В общем, можно считать, что в среднем на каждый двор приходится 4 лошади, что составит для всей страны около 200 тысяч. На равнине число лошадей вдвое больше, чем в горах?. У живущих на равнинах и предгорьях темиргоевцев, бесланеевцев и, особенно, кабардинцев, раз-витие коневодства имело большие масштабы, чем у остальных черкесов. В 18 веке кабардинцы, занимавшие равнины и предгорья Центрального Кавказа, держали ог-ромные табуны прекрасных верховых лошадей. В это время из всех северо-кавказских народов они имели наибольшие мобилизационные возможности и могли выставить самую большую по численности и лучшую по качеству кавалерию. Об этом свидетельствуют многие русские военные, служившие на Кавказе и видевшие непосредственно в деле кабардинскую конницу. Вот как описывал русский военный историк В.А. Потто кабардинское ополчение из числа добровольцев, которое собрали в 1812 году, предполагая использовать в войне с Наполеоном ?Всем были известны превосходные боевые качества этой природной и, без сомнения, лучшей конницы в мире. ...Глядя на них можно было без колебаний сказать, что никакая кавалерия в свете не устоит против их сокрушительного удара в шашки?.
Отличительной чертой военной тактики черкесов являлось то, что они при обо-роне своей территории использовали наступательную тактику. Черкесы редко обо-роняли свои поселения. При внешней угрозе они заблаговременно эвакуировали свои семьи, имущество и скот в трудно доступные места, в леса и горы. Затем противник, в случае его большого численного превосходства подвергался серии внезапных, стремительных атак, после чего столь же молниеносно происходило от-ступление, зачастую ложное, призванное заманивать противника в засады. Черкес-ская конница, например, в отличие от монгольской, одинаково уверенно действо-вала как на равнине, так и в горах. Для такой тактики внезапных нападении и бы-стрых отходов, были необходимы специально подготовленные лошади. Кабардинская лошадь, удачно сочетавшая в себе выносливость и резвость, идеально была приспособлена к тактике скоротечных набегов. Русский офицер Ф.Ф. Торнау, рас-сказывал случай времен Русско-Кавказской войны, когда кабардинские князья Ка-рамурзины во время одного из своих набегов за Кубань в течение длинной осенней ночи за 14 часов проскакали более ста шестидесяти верст. На такое способна была только добрая черкесская лошадь.
Говоря о черкесской лошади, нельзя не сказать о таком традиционном черкесском институте как наездничество или зек1уэ. Зек1уэ - это военный поход за пределы своей Родины за добычей и славой. Чем дальше за пределы родины совершался по-ход, тем он был престижнее. Отсюда и широкая география походов: Днепр, Волга, Дон; Дунай, Малая и Средняя Азия, Закавказье, о чем свидетельствуют народные предания и исторические источники.
Именно с выведением кабардинской породы лошадей, военные походы приобрели большой размах и именно в этом, на наш взгляд, одна из причин расцвета чер-кесского наездничества в XII-XVI веках.
Качества, выработанные у кабардинской лошади, определялись целыми ком-плексами факторов:
? исторические, политические условия существования черкесского этноса: постоянные войны, столкновения с агрессорами (мощными государствами и кочевниками), милитаризованный быт, развитый институт военных походов-набегов с широким ареалом (междуречье Волги и Дона);
? специфические природно-географические, климатические условия. Только на тер-ритории исторической Кабарды находится пять природно-климатических поясов. Почти в течение круглого года табуны находились на богатом подножном корме. Зимой и весной они паслись в степной зоне, перемещаясь постепенно в сторону гор, самые жаркие летние месяцы и начало осени лошади содержались на высокогорных альпийских лугах;
? связи с Ближневосточным регионом, откуда ввозились жеребцы благородных араб-ских, персидских кровей для периодического освежения крови местных пород;
? специальная система содержания, выучки и выездки лошадей.
Все эти и некоторые другие факторы обусловили появление ?кабардинской? породы лошадей.
Кабардинская лошадь, по-нашему мнению, сыграла значительную роль, в том, что на этнополитической карте Северного Кавказа появилось этнотерриториальное образование Кабарды. Историки сообщают, что после прихода на Северный Кавказ в XII веке татаро-монгол, этнополитическая ситуация на Кавказе резко меняется, аланы и тюрки-кипчаки сходят с исторической арены, а на Центральном Кавказе появляется новое политическое образование - Кабарда, которое очень быстро усиливается, а с начала 16 века политически доминирует на Северном Кавказе. Возникает вопрос - как оно появилось? Может быть, татары добровольно уступили предгорья и равнины Центрального Кавказа кабардинцам? Сомнительно. Скорее всего право на эти территории кабардинцы или, как их еще называ-ли пятигорские черкесы, отвоевали силой. При этом, чтобы противостоять численно пре-восходящим кочевникам, у черкесов должна была иметься более боеспособная кавалерия, одинаково приспособленная к сражениям на равнине и в горах. Именно такими необходимыми качествами обладала кабардинская лошадь. К сожалению, историки почти не располагают источниками периода 12-14 веков, которые могли бы пролить свет на характер взаимоотношений татаро-монгол и черкесов. Но, начиная с конца 15 века, картина более или менее проясняется. После развала монгольской империи на ее месте возникает ряд политических образований: Крымское, Казанское, Астраханское ханства. Золотая и Ногайская Орда (последняя впоследствии, разделится на Большой и Малый Ногай). Большинство из этих образований, а также Турция предпринимали неоднократные попытки подчинить Кабарду. При этом пятигорские черкесы вели не просто оборонительные войны, но и сами предпринимали активные наступательные действия. Так, например, как свидетельствуют источники, решающий удар, приведший к исчезновению с политической карты Большой Орды, нанесли в 1501 году именно пятигорские черкесы. Кроме того, Кабарда удачно использовала политические противоречия как между собой, так и внутри этих ханств. Историческая хроника сохранила сведения о том, что в первой половине 16 века кабардинцы дважды (1532 и в 1547 годах) захватывали столицу Астраханского Ханства и сажали на Астраханский престол своих ставленников ханов Ак-Кубека и Ямгурчи. То, что эти ханы, а также многие крымские, ногайские, калмыцкие, дагестанские владельцы находились в династическом (через брак) союзе с кабардинскими удельными князьями, свидетельствует о политическом влиянии, которым пользовались кабардинские князья на Северном Кавказе. Заключенный в свое время (1557 г.) династический брак русского царя Ивана IV (Грозного) с дочерью владетельного кабардинского князя Темрюка Идарова одной из своих целей, по нашему мнению, имел заполучение в качестве военной помощи так называемых ?панцирников? - кабардинской дворянской конницы. Ее значение и боеспособность определялись не столько количеством, сколько качеством. Помимо прекрасных качеств верховых лошадей, а также боевой, профессиональной подготовки всад-ников, немаловажное значение имело первоклассное для того времени оборонительное и наступательное оружие кабардинцев.
Кабардинские панцири были почти неуязвимы не только для холодного, но и для существовавшего тогда ненарезного огнестрельного оружия. Даже небольшой конный отряд панцирников представлял в ту эпоху значительную военную единицу.
Высокие воинские качества кабардинцев нашли отражение во многих исторических источниках. Бывший, в начале XVIII века, в Кабарде астраханский губернатор Артемий Волынский, сообщил: ?Только одно могу похвалить, что все такие воины, каких в здеш-них странах не обретается, ибо что татар или кумыков тысяча, тут черкесов довольно двухсот?. Действительно, в средневековой истории Кабарды множество примеров, когда кабардинская конница наносила сокрушительное поражение превосходящей ее в несколько раз по численности крымско-татарской коннице. Самый известный исторический случай - битва 1708 года при горе Кинжал, где 10 тысяч кабардинцев разгромили по разным сведениям от 30 до 60 тысяч крымских татар.
Таким образом, в период средневековья и позже, не было никакой тяжелой или легкой кавалерии, способной сравниться с черкесской конницей. С появлением регулярных армий с новой тактикой и вооружением типа русской армии, когда она начала со времени правления Екатерины II планомерное завоевание Кавказа, роль кавалерии резко упала. Артиллерия и пехотные каре свели на нет возможности черкесской конницы в открытом поле. Но в тактике партизанской войны, скоротечных набегов ее роль во время Русско-Кавказской войны оставалась значительной. Именно в это время появился запрет на упот-ребление в пищу конины, ибо черкесы считали, что лошадь наравне с людьми участвует в священной войне-газавате. ?Шыр къэзэуатым хэтщ?.
Таким образом, мы постарались вкратце, насколько это возможно в рамках статьи, показать, какую роль играла кабардинская лошадь в героическом прошлом адыгского народа. Лошадь верно служила черкесам столетиями и, если в нашей истории есть славные страницы, то в этом ее заслуга. С потерей национальной независимости начался закономерный процесс утери нашим народом своих национальных атрибутов, символов как материального, так и духовного плана. Многие справедливо считают, что сейчас стоит вопрос о выживании самого народа и существование черкесов как нации само по себе проблематично. На этом фоне может показаться, что проблемы сохранения кабардинской лошади в ряду множества жизненных проблем адыгского народа, не самая актуальная. Но с потерей ка-бардинской лошади, как мне кажется, мы безвозвратно утеряем самих себя, часть своей истории, какой-то свой генетический код. Мальчишка, хоть раз в жизни не оседлавший коня, никогда не почувствует себя черкесом и не поймет черкесского духа, который жил в наших предках.













2006-02-24 20:39:52 Астамур: Адыгские лошади в Грузии
Грузинские цари и владетельные князья довольно хорошо осознавали военно-политическое значение тесного союза с горцами, проживающими на северных склонах Кавказа. Этой цели служили браки между представителями грузинских и адыгских пра-вящих династий, имеющих особо интенсивный характер в ХVI-ХVIII столетиях.
Между этими народами существовали также торгово-экономические отношения. Напри-мер, в Грузии, как и во многих других странах, высоко ценились прославленные адыгские (черкесские, кабардинские) лошади.
Французский путешественник Жак Франсуа Гамба, посетивший Кавказ в 1820-1824 годах, в своей книге ?Путешествие в Закавказье? писал: ?На черкесские лошади большой спрос: они крепки на ногу, красивы, имеют мощное строение и легко переносят бег и усталость. Голова этих лошадей похожа на изогнутый клюв вороны, по осанке же они напоминают английских лошадей. Черкесы очень заботятся о том, чтобы их порода лошадей не выро-дилась... В Крыму... за одну лошадь платят примерно 200 пиастров, а лошади некоторых наилучших пород этой страны стоят примерно восемь рабов?.
Из-за их достоинств адыгских породистых лошадей систематически ввозили в Грузию.
Войны с внешними врагами сделали адыгов прекрасными воинами. Они своих детей при-общали к военному делу с раннего детства и особое внимание уделяли их военной закал-ке. Самым лучшим видом их войск была кавалерия. Адыгские воины на отборных адыг-ских лошадях наводили страх даже на численно превосходящих противников.
Грузинские правители часто использовали адыгскую кавалерию в своих военных целях. Среди них выделялся знаменитый царь Картли и Кахети Ираклий II, находящийся на пре-столе в течение 54 лет.
Несмотря на то, что в качестве наемников он использовал все кавказские народы, пред-почтение оказывал адыгам, считая их отменными, преданными воинами. Тут же отметим, что к крови Ираклия II была примешана и адыгская кровь, в частности, его бабушка со стороны матери Тамар царица Русудан, супруга царя Картли Вахтанга VI была дочерью кабардинского князя.
Ираклий II и его отец ? Теймураз II, царь Картли, помощь адыгской конной дружины ис-пользовали в нескольких боях. Среди них нужно отметить кровопролитную битву с дру-жиной владетеля Шеки Аджи-Чалаби, состоявшуюся 1 сентября 1752 года в Шамшадил, близ Тулкитафа (территория нынешнего Азербайджана), которая закончилась блестящей победой коалиционного войска грузин и адыгов.
Замечательный воин и всадник, Ираклий II высоко ценил адыгских лошадей. По его пове-лению, отборные лошади из Кабарды систематически поставлялись в Грузию через Дарь-яльское ущелье.
После упразднения Арагвского эриставства (княжества) в 1743 году и объявления его вла-дением царевичей Вахтанга (1742-1760) и Левана (1756-1781), милахвару (чиновник-хозяйственник в Грузии в ХVIII веке) азнауру (дворянину) Бабане Чилашвили традицион-но поручалось взимание таможенной пошлины при вводе в Грузию кабардинских лоша-дей.
Третий, последний владетель этого поместья, сын Ираклия II царевич Вахтанг (Алмасхан) (1761-1814) издал 30 апреля 1782 года грамоту, из которой следует, что он снова назначил своего преданного азнаура Бабану Чилашвили милахваром и, наряду с другими обязанно-стями, поручил сбор таможенной пошлины за лошадей, ввозимых из Кабарды.
Адыгские князья с большим уважением относились к царю Ираклию II и его потомкам. Они имели близкие дружеские отношения с царевичами, особенно с наследником престо-ла, царевичем Георгием, впоследствии последним царем Картли и Кахети Георгием ХII (1798-1800). Тут же необходимо отметить, что в юности он был обручен с черкесской княжной, которой не суждено было стать его женой, она скончалась до того, как ее при-везли в Грузию.
Биограф Георгия ХII, Платон Иоселиани пишет: высокий, плотный царь до 40-летнего возраста был худым и стал полнеть с 1785 года, уже не так легко садился в седло, а также потерял проворность. Лошади местной породы не выдерживали его на себе, поэтому тесть его брата, царевича Александра, Уц ?владетель Черкеси-Кирмана?, издавна находящийся в близких отношениях с грузинским царским двором, подарил ему шесть породистых, рослых, сильных кабардинских лошадей, среди которых две лошади были белой масти.
Своего преданного адыгского друга Георгий ХII одарил щедро. Как передает источник: ?царю это было приятно и сам одарил его. Женщинам его семьи подарил четыре алмазных с яхонтом кольца равной цены и мастерства и жемчужное ожерелье. Ему самому подарил большой дорожный серебряный кубок (азарпеша), позолоченный внутри и ружье, которое ему ранее преподнес английский купец, побывавший в Тбилиси во времена царствования Ираклия II?. Не оставили без подарков и адыгских всадников, приведших лошадей. Их одарили богатой одеждой, соответствующим им оружием и сопровождали к Лиахвскому ущелью, то есть по той дороге, которой они прибыли. Их возвращение домой с миром царь поручил князю из Лиахвского ущелья Иасе Мачабели и князю Давиду Амиреджиби.
Описанный исторический факт Платону Иоселиани поведал сын Георгия Х II царевич Михаил (1783-1862).
Другой сын Георгия ХII, царевич Иоанэ (1768-1880) был известным государственным и военным деятелем того времени, топчибашем (командующим) грузинской артиллерии. В то же время, как известный ученый-энциклопедист, занимался законотворчеством.
10 мая 1799 года царевич Иоанэ представил своему венценосному отцу проект государст-венной реформы Картлийско-Кахетинского царства, именуемый им ?Сжулдеба? (?Зако-ноположение?). Этот проект преследовал целью модернизацию и европеизацию государ-ственного устройства царства.
Наряду с другими реформами, предложенными провести неотлагательно, царевич Иоанэ предлагал укрепить взаимоотношение с северокавказскими народами, в первую очередь с адыгами. Он считал, что ведение интенсивных контактов с горцами нужно поручить ца-ревичу Вахтангу (Алмасхану) (1761-1814), сыну Ираклия II от третьего брака, назначенно-го правителем арагвского эриставства.
В ?Сжулдеба? читаем: ?За Арагвское эриставство ответ снова держать Вахтангу... С него же спрашивать за дела (связанные) с Черкесией и Тагаур-Куртаульскими кистинцами?.
Лошадь адыгской породы изображена и в грузинской геральдической символике?.
После завоевания Российской империей грузинских царств и княжеств, лошади адыгской породы продолжали поступать в них.
Английский путешественник Ричард Уильбрахам путешествовал по Грузии в 1837 году. В своем дневнике он пишет, что во время своего путешествия по Восточной Грузии, в част-ности Кахетии, встретил адыгского знатного вельможу на замечательном коне. Он пишет: ?Молодой черкесский князь... удивил и восхитил меня своей мастерской, смелой скачкой, лучше которой я видел редко; он на всей скорости гнал лошадь по петляющей дороге, вы-делывая при этом акробатические трюки?.
Известный грузинский поэт, военный и общественный деятель Григол Орбелиани (1804-1883), в 1831 году на пути в Санкт-Петербург проезжал Кабарду. В дневнике он писал: ?Кабардинцы по природе разумны и смелы... Их дело ? оружие, лошади и война. Раньше они были богаты табунами, однако войны с Россией настолько их обеднили, что найти в Кабарде хороший табун породистых лошадей уже трудно... Кабардинцы воюют верхом на лошадях?.
Породистые адыгские лошади были известны не только в среде грузинских царей, князей и дворянства, но и в низших социальных слоях. Об этом свидетельствует сохранившееся в грузинском фольклоре стихотворение ?Желание?, в котором представлены мечты кресть-янина. В одном из вариантов этого стихотворения, записанном автором этой статьи в селе Цинандали в 1990 году, крестьянин мечтает: ?Хотя бы исполнилась моя мечта: Мухран батони (владетельный князь Мухранский) стал бы моим крепостным, князь Амилахвари ? слугой, на черкесской породистой лошади я бы скакал по горам и долинам, покорил бы я Персию и собрал дань; телианское ?Саперави? по трубе текло бы ко мне в дом; насытился бы я шашлыком из дичи и пировал бы я с песнями, опьянел бы от ?Цинандали? и заснул в Ахмета, а прославленная черкесская девушка лежала бы рядом со мной...?.
Создано множество произведений грузинских писателей и поэтов на адыгскую тематику, в которых прославляются присущие адыгам рыцарство и красота.
Эта тема занимает почетное место в творческом наследии выдающегося грузинского пи-сателя Георгия Леонидзе, который в своей поэзии воздал хвалу и адыгской лошади. На-пример, в созданном в 1927 году стихотворении ?Песни электрификации? электроэнергию он сравнивал с безудержным бегом породистых лошадей, и с ностальгией вспоминает знаменитых в Грузии кабардинских точенных коней с золотистой гривой. Он воздает хва-лу так же и черкесским наездникам, которые с невиданным мастерством скачут на поро-дистых черкесских лошадях.
Таким образом, то, что адыгские (кабардинские) породистые лошади издавна славились в Грузии, подтверждается и историческими источниками, и художественными произведе-ниями.
Николай Джавахишвили

2006-03-11 21:48:49 Астамур:
История кабардинского народа теснейшим образом связана с историей отбора и использо-вания лошадей. Знаменитые кабардинцы - не просто великолепные верховые скакуны, это лошади со своим характером, который столетиями формировался в предгорьях Эльбруса.

По легенде, особый тип кабардинских лошадей - шолох - появился от жеребца, который "чудесным образом вынырнул из моря и покрыл кобыл, находившихся неподалеку от берега". Ученые же установили, что уже древние предки кабардинцев имели лошадей, обла-гороженных восточной кровью, а порода была оформлена в период расцвета Кабарды (XVI-XVII вв.) в результате повторных скрещиваний с лошадьми восточного происхож-дения.
Из поколения в поколение передавали кабардинцы опыт работы с лошадьми. Известные качества, присущие кабардинским лошадям, вырабатывались в результате жесткого отбора лучших особей. Кабардинских лошадей использовали при любой погоде, приучали к передвижению по пересеченной местности, самостоятельной добыче корма и воды. Коневоды содержали животных до девяти лет в табунах под открытым небом не потому, что не было конюшен или кормов для стойлового содержания, а чтобы закалить лошадь, приучив ко всем возможным невзгодам будущей походной жизни. Так достигались крепость телосложения и выносливость кабардинцев.
Затем приученных к трудностям и невзгодам лошадей забирали из табуна и окружали заботой и вниманием. "Черкес, какого бы он звания ни был, скорее сам согласится быть го-лодным, чем свою лошадь допустит до этого",- отмечал хан Гирей.
Способность кабардинских лошадей сохранять устойчивость при передвижении по труд-ным скользким скалистым тропам. Кабардинцы-воины приучали своих боевых коней совершать переходы через любые горные преграды. Поэтому особое внимание уделялось формированию и закалке копыта кабардинских лошадей. Из-за прочности копытного рога в обычных условиях кабардинские лошади не нуждались в ковке. А достигалось это жестким искусственным отбором. Кабардинцы выбирали жеребят с блестящими, как черный гранит, сросшимися (без заднего разреза) копытами и, чтобы придать мягким копытцам необходимую форму и закалить их, систематически загоняли жеребят в горные речки, заставляя их двигаться против течения.
Многовековой опыт и практика коннозаводчиков создали в Кабарде целую науку о коне и его воспитании. Огромное значение придавалось экстерьеру лошадей - форме и длине спины, конечностей, развитию грудной клетки. Все это обеспечило лошадям кабардинской породы своеобразную красоту, эластичность и мягкость движений, которые принес-ли им всемирную известность. Кабардинские лошади были широко распространены в России, на Востоке и в Западной Европе.
Сохраняя вековые традиции, Кабардино-Балкария и сейчас относится к районам интенсивного коневодства. Маленькая республика имеет два конных завода, ипподром с конно-спортивным манежем, не имеющим аналогов в России, госконюшню, конно-спортивную школу и более 16 племенных конеферм.
Много славных страниц вписали в историю коневодства и конного спорта кабардинцы: жокей международного класса Жамбот Пшуков; неоднократный чемпион СССР и России, мастер спорта, заслуженный тренер России Мухарби Кунижев; олимпийский чемпион, мастер спорта Сергей Рогожин; мастера спорта Хамидби Кунижев, Хажисмель Шинахов, Владимир Бондаренко, Анатолий Данилов. По сей день конники Кабардино-Балкарской Республики успешно выступают в составе сборной команды России на международных соревнованиях, в чемпионатах Европы и мира, на Олимпийских играх.
А кабардинская порода лошадей, веками формировавшаяся в суровых условиях Приэльб-русья, стала таким же символом Кабардино-Балкарии, как сам Эльбрус.

Кабардинская (черкесская) порода лошадей издревле высоко ценилась как боевая порода, отличалась особой выносливостью, неприхотливостью, крепким копытным рогом и особым характером, приспособленным к военным действиям. Она незаменима в условиях вы-сокогорья, поскольку ее отличает способность сохранять равновесие при передвижении по скользким и скалистым тропам, при крутых горных подъемах и спусках. Развитая физическая сила и выносливость позволяют ей хорошо себя чувствовать в условиях высоко-горья, и при весе груза в 150 кг проходить по 100 км в день.

Лошадь кабардинской породы наиболее крупная из всех горских пород, она характеризуется "удачным" физическим сложением: у нее несколько удлиненные формы, хорошо раз-вит корпус, шея длинная, мускулистая, широкая грудь; голова небольшая, сухая, профиль с горбинкой; спина прямая и короткая, круп свислый и относительно широкий; ноги сухие с хорошей формой копыт, которые отличаются твердостью, воспитанной на твердой целине и камнях горных пастбищ.

Качества, выработанные у кабардинской лошади, были обусловлены потребностью черкесов в верховом, боевом коне. Сочетание таких качеств как высокая резвость и необыкно-венная выносливость делали эту лошадь идеальной для дальних походов.

Верхово-упряжная порода, выведенная в горных районах Северного Кавказа. Происходит от степных лошадей, улучшенных восточными жеребцами. Отличается крепкой конституцией, устойчивым здоровьем, неприхотливостью, выносливостью, плодовитостью, долго-летием. Хорошо акклиматизируется в новых условиях. Характерные особенности экстерьера - гнедая, реже вороная или караковая масть без отметин, горбоносая голова, невысоко поставленная шея, длинные холка, спина и поясница, спущенный круп, часто саблистые задние конечности, очень крепкие копыта. Легкие и хорошо координированные движения, поворотливость, смелость и прекрасная память лошадей кабардинской породы позволяют им уверенно двигаться под всадником или вьюком по горным тропам. Широко использу-ют в сельском хозяйстве и отгонном животноводстве.

Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет.

Эту песню пел Казбич, а стихи на русский язык перевел Михаил Лермонтов. Что и гово-рить, славный конь был у Казбича, и звали его Карагез, что в переводе с тюркского означает "Черноглазый". И то, что рассказывал разбойник о своем коне, - сущая правда.
Может быть, и не было в жизни никакого Казбича, и Бэлы, возможно, не было, но конь был - это точно: нельзя выдумать такого верного друга, как Карагез, нельзя выдумать ситуацию, из которой с честью вышли и всадник, и конь. А было вот что. Разбойника пыта-лись поймать казаки, но пули их пролетали мимо, а конь мчался вперед. На пути оказалась глубокая рытвина, Карагез, не раздумывая, прыгнул, а Казбич бросил поводья и полетел в овраг. Казаки долго преследовали Карагеза, но так и не смогли поймать. А поздно ночью конь сам отыскал в темноте хозяина. Вот как об этом вспоминал Казбич: "Во мраке слы-шу, бегает по берегу оврага конь, фыркает, ржет и бьет копытами о землю; я узнал голос моего Карагеза: это был он, мой товарищ!.. С тех пор мы не разлучались".
Лучше Лермонтова о кабардинской породе никому не удалось рассказать. Это самые рослые, крупные и сильные лошади на всем Кавказе. Чаще всего трех мастей - вороные, караковые и гнедые без отметин, реже встречаются серые.
К какой породе отнести кабардинскую лошадь? Конечно же, к горской, но с другой стороны, специалисты склонны считать, что она из породы верхово-упряжной.
Вроде бы кабардинская лошадь из числа местных пород, об этом можно судить хотя бы по имени; но, с другой стороны, она, конечно же, из переходной или даже заводской породы: кабардинцев содержат и разводят на многих конезаводах.
Думается, бессмысленно спорить по этому поводу: хорошо, что у нас есть такая славная лошадь, которая многие века служит людям. Кабардинцы на редкость умные, памятливые животные. Они прекрасно ходят по горным тропам, именно поэтому их любят пограничники, служащие на горных заставах.


2008-01-08 17:08:57 Для астамура: Высоко в горах Северного Кавказа, на альпийских лугах и в долинах рек пасутся табуны лошадей. Им не страшны узкие тропы на горных кручах, острые камни под ногами, разреженный горный воздух и густые туманы, когда всадник буквально не видит ушей своей лошади. Они без труда забираются в такие места, где любая лошадь, родившаяся на равнине, свернула бы себе шею. Они не боятся ни зимней стужи, ни летнего полуденного зноя и, хотя уступают в утонченности и изысканности обитателям теплых конюшен, тем не менее давно пользуются заслуженными любовью и признанием конников. Это лошади одной из самых старых отечественных горских пород - карачаевской.
Родина карачаевской породы - верхнее течение реки Кубани и плоскогорья водораздела Черного и Каспийского морей. По исследованиям советского археолога В.Ковалевской, аланы, предки карачаевцев, освоили территорию Северного Кавказа, прибыв туда верхом. У них были лошади двух типов - легкие восточные, напоминавшие современных ахалтекинцев, и некрупные более массивные кони горного типа. Прямые свидетельства о прилитии карачаевским лошадям крови других пород отсутствуют, но в их облике просматриваются ?следы? степных коней (скорее всего ногайских) и влияние пород Востока. Считается, что порода сформировалась к XV-XVI векам - во всяком случае до этих времен прослеживается ее существование по народным преданиям и сведениям, передававшимся у горцев от отца к сыну.

Особенности карачаевской породы совершенствовались веками. Для формирования ее исключительной выносливости и приспособленности к жизни в горах большое значение имело круглогодичное табунное содержание. Старики рассказывают, что многие карачаевские коннозаводчики для отбора жеребцов-производителей пользовались таким методом. Молодых жеребцов загоняли в верховья узкого с отвесными стенами ущелья, а выход из него заваливали камнями и деревьями. И лишь тот из жеребцов, которому хватало сил и ловкости выбраться из этого плена и прийти к своему табуну, мог рассчитывать на получение косяка кобыл.

О лошадях у карачаевцев сложено много легенд. К коню они, как и многие народы Востока, издревле относились с большим уважением, у них даже известна пословица: ?Встав поутру, сначала проведай отца своего, потом скакуна своего?. В одной из легенд поездка отца и сына в гости в соседнюю долину заканчивается их бегством от погони. Молодой джигит нервничает, боясь, что кони врагов окажутся сильнее. ?Оглянись: какие кони сейчас впереди??, - спрашивает старый горец. ?Серые?, - отвечает сын. ?Не спеши, не догонят?, - говорит отец. ?А теперь??, - спрашивает отец через некоторое время. ?Рыжие?. - ?Эти нам тоже не страшны?. Скачут еще какое-то время. ?Ну а теперь?? - ?Гнедые?. - ?Ну, сынок, это уже серьезно, припустим во весь дух?.

В другой легенде в подобной ситуации оказываются юноша и его возлюбленная, решившаяся бежать с ним из дома отца. Молодой джигит, увидев настигающего их всадника на белоногом коне, сворачивает на каменистый склон - и тот отстает, когда же вперед выходит всадник на коне с белой ?лысиной? на голове - направляет своего коня против солнца. Ведь копыта на ногах, ?одетых? в белые ?носки?, слабее, лошади с большими белыми отметинами боятся яркого света, а гнедые лошади крепче и сильнее лошадей других мастей - так считали коневоды Карачая. Трудно сказать, всегда ли придерживались этих правил на практике, но среди современных карачаевских лошадей практически нет ни рыжих, ни серых, но зато много гнедых, а отметины у них практически отсутствуют и копытный рог отличается исключительной прочностью.

Признание и забвение. Карачаевцы были талантливыми животноводами, они создали свою породу не только лошадей, но и овец, крупного рогатого скота. Несколько пород собак - тоже ?их работа?. В этой области они превосходили многие народы Кавказа. Русский академик Г.Клапрот в 1807 году отмечал: ?Карачаевцы держат много овец, ослов, мулов и лошадей, которые невелики, но сильны, проворны и превосходны для езды по горам?. Начиная с XIX века карачаевские лошади приобретают широкую известность по всему Кавказу и за его пределами. В начале XX века их активно покупали в Терские и Кубанские казачьи полки, а всего, по данным 1913 года, из Карачая продавалось до десяти тысяч лошадей ежегодно! По свидетельству генерала князя Гагарина, инспектировавшего Черкесский полк, знаменитую ?дикую дивизию?, укомплектованную представителями народов Кавказа и Средней Азии, в лучшем порядке находились лошади III эскадрона, в котором служили карачаевцы.

Гражданская война, боевые действия которой особенно активны были в южных регионах России, нанесла огромный ущерб карачаевскому коневодству. Но из-за большого народно-хозяйственного и особенно военного значения этой породы для ее восстановления были предприняты решительные меры. В области в 1927 году была создана Верховая государственная заводская конюшня, на базе которой в 1929 году возник Госплемхоз карачаевских лошадей, преобразованный годом позже в Карачаевский конный завод.

Детальное зоотехническое обследование коневодства Северного Кавказа, проводившееся в 20-30-е годы, дало богатый материал о местных лошадях. По его результатам к числу подлинно самостоятельных пород региона были отнесены две: кабардинская и карачаевская. На основании этих исследований в 1935 году был выпущен I том Государственной племенной книги горских лошадей, куда и были записаны лучшие представители этих двух пород.

Совершенствование карачаевской породы велось столь успешно, что в первой в СССР инструкции по бонитировке лошадей (Москва, 1942 год) она была отнесена к группе из девятнадцати улучшающих пород. А в вышедшей в это время ?Единой государственной племенной книге лошадей Орджоникидзевского края? было уже записано 96 карачаевских жеребцов и более восьмисот кобыл - больше, чем лошадей какой-либо другой породы.

Великая Отечественная война тяжело отразилась на коневодстве Северного Кавказа. На карачаевскую породу свалилась двойная беда. Карачаевский народ был репрессирован и выселен в республики Средней Азии, после чего последовал запрет на упоминание исторических и традиционных понятий, с ним связанных. В результате лошади карачаевской породы были ?переписаны? в кабардинские, что и было зафиксировано во II, III, и IV томах Госплемкниг.

Впрочем, чистопородность карачаевских лошадей была сохранена. Более того, в послевоенные десятилетия в их селекции были достигнуты значительные успехи: увеличены промеры, улучшены экстерьер и работоспособность. Ежегодно карачаевские лошади в больших количествах поставлялись в ремонт конского состава пограничных застав страны, в основном в Среднюю Азию. Их покупали в Грузию и Азербайджан. Большие партии были закуплены Китаем, Северной Кореей, Ираном, Афганистаном. Отдельные лошади уходили и в страны Европы.

Зоотехническое название ?карачаевская порода лошадей? было возвращено только в 1989 году. А три года спустя в V том ГПК карачаевские лошади уже были записаны самостоятельным разделом, как и кабардинские.

Сегодня лошадей карачаевской породы разводят в Карачаевском конном заводе (около трехсот кобыл), на племенных фермах хозяйств Карачаево-Черкесской республики, а также в ряде хозяйств Краснодарского края, Адыгейской республики и других регионах Северного Кавказа.

Настоящие горцы. Карачаевские лошади обладают рядом очень ценных качеств: здоровьем, крепкой конституцией, высокой плодовитостью. К примеру, по данным IV тома ГПК, благополучная выжеребка кобыл в Карачаевском конном заводе достигала 89,9%, V тома - 89,3% по конному заводу и 82,9% по племенным фермам. Рекордную плодовитость показала гнедая кобыла Грустная Карачаевского завода, которая за 23 года племенного использования дала 23 жеребенка! В условиях нелегкой табунной жизни эти показатели нужно считать выдающимися.

Для любой породы лошадей особое значение имеет работоспособность. У карачаевских лошадей она очень разносторонняя. До начала 60-х годов они скакали на ипподромах и показывали очень неплохие резвости, особенно на длинные дистанции. Представители Карачаевского конного завода жеребец Дагир и кобыла Лабелия не раз становились победителями в скачках на дистанции до семи километров на Всесоюзных соревнованиях конников. Но особо впечатляющие результаты карачаевские лошади показывали в дистанционных и многодневных пробегах. В 1935 году был совершен пробег на 3000 километров вокруг Главного Кавказского хребта, в котором приняли участие всадники на лошадях различных верховых пород. В новогоднюю ночь колонна штурмовала заснеженный Клухорский перевал. Впереди шли жеребцы карачаевской породы, они грудью прокладывали другим лошадям дорогу в снегу, глубина которого превышала один метр.

В конце сороковых годов работниками Черкесского госплемрассадника проводились испытания жеребцов-производителей карачаевской породы в многодневных горных пробегах. Под всадниками с вьюком (общий вес 100 кг) лошади ежедневно на протяжении шести дней проходили около восьмидесяти километров по горной местности с перепадом высот до 1000 м. Испытания проводились осенью, после завершения косячной случки, им предшествовал непродолжительный тренинг. Комплексная оценка включала клинические показатели, сохранение живой массы, состояние конечностей и т.д. Таким методом было испытано 123 жеребца, и большинство из них показали высокие результаты.

Скачки по вертикали. В августе 1999 года группа конников-карачаевцев с тремя лошадьми предприняла, казалось бы, невероятную экспедицию - они поднялись на вершину Эльбруса, самой высокой горы Европы. На такое необычное восхождение джигитов вдохновила старинная горская легенда о девушке, поднявшейся на Эльбрус на своем верном коне. Юная красавица решилась на такой поступок от отчаяния из-за неразделенной любви, но была для ее подвига и более благородная причина. Как гласит легенда, на вершине Эльбруса жило чудовище Саурбек, или Крокодил. Саурбек третировал местных жителей, периодически перекрывая воду, стекавшую в долины, и требуя дань в виде красивых девушек. Легенда умалчивает о том, что произошло на вершине Эльбруса. Впрочем, назад не вернулись ни девушка, ни конь, но и от Саурбека с тех пор не было ни слуху, ни духуЕ

Группе, которой руководил старейший коневод республики Клыч Урусов, опасаться Саурбека не приходилось, но от этого восхождение, которое и пешему не всегда по силам, проще не становилось. Весь поход, начиная с низовий, длился неделю. Были на этом пути и ледники, где под слоем льда текла вода, и каменистые склоны, и трещины пятидесятиметровой глубины, и сильный порывистый ветер. Но самым сложным оказались не ледники и не последний участок подъема, где тропа все время идет в косую по склону, и даже остановиться негде - по ней всадники двигались пешком, ведя лошадей в поводу. Самым сложным оказался перевал Хотютау, который был весь усеян острыми камнями. Надо было видеть, как осторожно шли лошади, как они выбирали место, куда поставить ногу. К слову, для их подков были приготовлены две разновидности шипов - для камней и для льда, последние выглядели как настоящие альпинистские ?кошки?.

Подъем на вершину начали в три часа ночи 12 августа от Приюта Пастухова - последней остановки перед восхождением для всех альпинистских групп. Дальше - только открытый склон, снег и лед. В половине двенадцатого дня группа стояла со своими конями на высоте 5633 м на восточной вершине горы. А на следующий год была покорена и западная, более высокая и сложная вершина Эльбруса! Впервые лошади участвовали в восхождении, да еще столь сложном, так что такими достижениями, как у карачаевских Хурзука (всадник Дагир Каппушев), Даура (Магомед Биджиев) и Имбиря (Мурат Джатдоев), не может похвастаться ни одна порода в мире. Клыч Магомедович Урусов мечтает поставить этим лошадям памятник: ?Они достойны такой почести?, - говорит он.

От высот альпийских - к высотам спортивным. Уже с конца 20-х годов наряду с чистопородным разведением было начато скрещивание карачаевских кобыл с чистокровными верховыми жеребцами. Эти помеси использовались частично для совершенствования карачаевской породы (в чистопородное разведение допускаются лошади, имеющие не более 1/8 английской крови), но в основном для создания самостоятельной породной группы, в которой уровень кровности уже был бы от 1/4 до 3/4. Такая группа помесей была получена к концу пятидесятых годов, и впоследствии англо-карачаевцев уже разводили ?в себе?. Новую породную группу создавали как верховую лошадь под седло командного состава Красной Армии, но так как к моменту ее выведения кавалерии уже не существовало, англо-карачаевцев стали использовать в спорте. Особенно успешно они проявили себя в конкуре. В начале семидесятых годов лидером в этой дисциплине и неоднократным чемпионом был вороной жеребец Блок, выступавший под седлом Татьяны Моцаль. Его брат Блик отлично выступал в троеборье, входил в состав сборной команды СССР. Сегодня все знают англо-карачаевского Сапосто, одну из лучших конкурных лошадей нашей страны. Большие способности проявили англо-карачаевские лошади и в стипль-чезах, не раз они становились призерами на ипподроме чешского города Пардубице.

В этом году в Карачае празднуется пятнадцать лет с момента восстановления имени ?репрессированной? породы. Сегодня можно с уверенностью сказать: карачаевская порода представляет собой ?жемчужину? коневодства Северного Кавказа, ценнейший генофонд, сохраняющий качества, незаменимые для горной лошади.

Карачаевская - типичная горная порода, что отражается не только на особенностях интерьера, но и на некоторых чертах экстерьера. При росте около 150-155 см ее представители достаточно глубоки и широкотелы. Карачаевцам лошадь больше была нужна для работы, чем для войны, поэтому от такой родственной породы, как кабардинская, их кони отличаются универсальным, более ?упряжным? складом, относительно большей низконогостью и массивностью.

У карачаевских лошадей голова средней величины, сухая, слегка горбоносая, с тонкой носовой частью и очень строгими, заостренными ушами средней величины; средней длины и выхода, хорошо обмускуленная шея, иногда с небольшим кадыком. Холка не высокая, но достаточно длинная, спина прямая, прочная, поясница средней длины, нормально обмускуленная. Круп не длинный, достаточно широкий и немного спущенный; грудная клетка широкая, глубокая, с хорошо развитыми ложными ребрами. Лопатка у карачаевских лошадей средней длины, нередко прямовата. Постановка передних ног широкая, с небольшой косолапостью, в их строении существенных недостатков не отмечается. Задние ноги при правильной постановке нередко бывают саблисты, что вообще характерно для горных пород. Копыта у карачаевских лошадей в абсолютном большинстве случаев имеют правильную форму и размеры и отличаются особой крепостью рога. Грива и хвост достаточно густые и длинные и нередко волнистые. Представителям этой породы присущи темные масти: вороная, караковая, темно-гнедая, реже гнедая; белые отметины почти не встречаются.

Интерес к карачаевской породе растет и в Западной Европе. Главными заводчиками и пропагандистами карачаевской лошади в Германии стали жительницы земли Шлезвиг-Гольштейн, мать и дочь, Леони и Корнелия Шушель. Поначалу они и не думали о разведении - просто устали ездить по прокатам и решили завести свою лошадь. На одной из конюшен им приглянулся шестимесячный жеребчик Илай - это была любовь с первого взгляда. Правда, покупая его, они думали, что приобретают представителя кабардинской породы. Так как для верховой езды Илай был еще мал, они купили чистокровную кобылу Медитацию, а вскоре к ней добавилась еще и кабардинская Эпона. Однако Илай явно не знал, куда девать энергию. Чтобы как-то развлечь жеребчика, Леони и Корнелия предложили Илаю игры с мячом. Идея с мячом оказалась удачной: жеребчик увлеченно играл со своими хозяйками в манеже, гонял мяч по паддоку - настоящий футболист!

Четвертым приобретением семьи Шушель стала также кабардинская Миня - эта трехлетняя кобыла была в плохом состоянии, когда Леони и Корнелия выкупили ее из одной прокатской конюшни - худая и со сбитой холкой. Но на хороших кормах кобылка (между прочим полусестра Илая по отцу) быстро пришла в форму. Илаю к тому моменту было уже полтора года, он быстро взрослел - и не только в смысле промеров, которые несколько превышали средние параметры кабардинских лошадей. В общем, достаточно было потерять бдительность всего на пару часов, и дело закончилось появлением двух кобылок - дочерей Эпоны и Мини. ?Нужно видеть вытянувшиеся лица людей, когда они узнают, что Илай впервые доказал свои мужские способности в полтора года?, - смеется Леони Шушель.

Заинтересовавшись происхождением своих лошадей, Леони и Корнелия в результате долгих поисков стали обладателями V тома ГПК - тут-то и выяснилось, что их лошади на самом деле являются англо-карачаевцами. Им удалось установить контакт с кафедрой коневодства МСХА и провести с помощью сотрудников академии В.А.Парфенова и М.А.Политовой несколько семинаров по породе и бонитировку лошадей. Оказалось, что у российских лошадей, и у карачаевцев в том числе, в Германии есть много поклонников.

Леони и Корнелия считают карачаевцев прекрасно подходящими для езды в стиле ?вестерн? и очень надежными: ?Когда верховые лошади других пород пугаются и начинают убегать, карачаевцы хранят ледяное спокойствие. Это лошади очень честные, с развитым интеллектом. Любопытство у них пересиливает пугливость. В то же время они, как собаки, привязаны к определенным людям и настороженно ведут себя по отношению к посторонним. И очень любят разучивать разные трюки?.

?На очереди? за Германией Чехия, куда уже отправилась партия карачаевских племенных кобыл. Их приобрел большой любитель лошадей Йозеф Энтлих, построивший для этих лошадей образцовую ферму в западной части страны.

С уважением Расул.

2010-08-03 19:10:38 bobrmann: Думаю, что и здесь это уместно...

Странно все это... читаешь, читаешь... и ничего толком не понятно. Лично я от истории лошадей далек. Но, если говорить о национальностях, с этим как то проще. хочу спорить о том, кто появился раньше, яйцо или курица.

Странно вот что. Приводя в пример записи неких иностранных путешественников и их мнения о породе лошадей, сторонники карачаевской породы приводят перевод текста + инициалы автора.
Не имея цели разоблачения я подумал, что будет интересно просмотреть указанные источники в оригинале. И каково было мое удивление, когда я ни в одной из указанных выше сторонниками карачаевской породы (прошу смотреть оригинал текста)работе, не увидел слова Karachai или Tatar ну или еще что то вроде этого.... во всех описаниях используются слова "Hillfolk" "Мontagnard" "Montanaro"... в переводе означает "Горец", "Житель гор" "Горный народ". Другими словами, утверждение о том, что вышеуказанные уважаемые люди писали именно о Карачаевцах довольно сомнительно.

А сомнительно именно от того, что в принципе о Карачаевском народе миру стало известно не так давно (прошу простить меня если я задел чьи-то чувства, у меня этой цели НЕТ!!!)как хотелось бы некоторым представителям данного Народа. В Русско-Кавказской войне участие представителей Карачаевского народе не отображено должным образом. Попросту нет достоверных источников, не написанных самими представителями Карачаевского народа, подтверждающих их участие. Следовательно, особой роли в геополитике Кавказа 17-18 вв. Карачаевский народ играть не мог.
Зато есть Иранская Энциклопедия (ну ее то оспорить не получится), в которой четко определена территория занимаемая Черкесами (или как они себя называют Адыгами, Адыгэ), в которую входит территория ныне занимаемая Карачаевцами.

Другими словами,говоря "Горный народ"... путешественники 15-17-вв. вряд ли имели ввиду Карачаевский народ, ввиду незначительного количества их представителей на территории Кавказа. А значит и лошади там были не Карачаевские, а "горские". Кабардинские или еще какие, это разборки Ученных.


Спекуляции о том, как звали какую лошадь и т.д., тоже мне непонятны. Не существует Карачаевского языка в отдельности. Есть Тюркская группа. На Кавказе это Карачаевцы, Балкарцы, Кумыки и.т.д. столь большое количество людей, говорящих, в принципе, на одном языке, обусловлено прежде всего очень сильным влиянием Крымского Ханства (Татары), притом как нам известно из истории 5-6 класса, в 15-16 вв. это влияние оказывалось как на Кавказ в целом, так и на Россию, и Дедушка Грозный от них не был застрахован.
Ввиду того, что жителям Кавказа так или иначе приходилось (ОЧЕНЬ ТЕСНО!!!) иметь дело с Татарами, будь то торговля, война, или просто межличностные отношения, Татарский язык (Тюркская группа, которую прекрасно понимают все ее представители, в том числе и Карачаевцы)был необходим тем же Черкесам как вода.

Поймите меня правильно, по национальности я космополит, и мне все равно у кого, что длиннее (прошу прощения за жаргон), но на мой взгляд, то, что представители Карачаевского народа хотят присвоить себе то, что им по праву не принадлежит РАВНОЦЕННО беспечности представителей Кабардинского народа, а именно их элиты, которые с удовольствием занимаются бизнесом покупая рынки, поставляя по всей России водку, и забывая свою историю, не отстаивают интересы и историю своего народа.

Кто прав, а кто нет, покажет время. В любом случае, надеюсь, лошади не пострадают. А вы, участники дискуссии, можете продолжать дальше поливать друг друга обвинениями и не приходить к общему знаменателю. Такие как я от этого только выиграют.

З.Ы. Мой пост не направлен на разжигание межнациональной розни, и не имеет своей целью ущемления прав или чувств представителей какого-либо Народа. Это только мое мнение, которое, так же как и Ваше, может быть ошибочным.

С уважением,
Рудольф

2014-06-24 14:29:27 zarbuzan-bobrmann"у: Вы, Рудольф, или как там вас зовут на самом деле, не представляете, какой написали бред, подмахивая конокрадам. Ни к какой мифической Черкесии Карачай не относился, нет никаких археологических и географических (российских карт) данных по этому поводу. Карачай на картах всегда числился особняком, играю решающую роль в Кавказской войне на данном участке, блокируя все дороги с Западного Кавказа в Центральный. Что касается ваших ухищрений с "Hillfolk" "Мontagnard" "Montanaro", то только карачаевцы жили в указанных районах, смотрите снова свои источники, там должны быть слова Хурзук, Учкулан, вершины Кыбани, и т. д., то есть, признаки несомненно указывающие на карачаевцев. Если сейчас взять те переводы авторов, которые вы тут взялись "обличать", то там четко все прописано.
2014-06-24 14:34:00 zarbuzan: Вершины Кубани. А иранская энциклопедия, это вообще нем источник. Вот тут четко обозначены довоенные источники, в пух и прах опровергающие всех воров и и мошенников, пытающихся присвоить себе лучшее детище лучших коневодов Кавказа - Карачаевскую лошадь!
2014-06-24 14:34:50 zarbuzan: Вершины Кубани. А иранская энциклопедия, это вообще не источник. Вот тут четко обозначены довоенные источники, в пух и прах опровергающие всех воров и и мошенников, пытающихся присвоить себе лучшее детище лучших коневодов Кавказа - Карачаевскую лошадь!http://www.elbrusoid.org/forum/forum177/topic23316/
2014-06-24 16:47:08 zarbuzan: Для людей, реально интересующихся довоенной историей становления карачаевскай породы.http://www.elbrusoid.org/library/miscellaneous/400965/?sphrase_id=97556

В брошюре рассказывается о достижениях Карачаевского ГПР в области развития коневодства в колхозах Карачая, а также освещается опыт и методы работы передовиков коневодческих ферм. Брошюра написана главным зоотехником ГПР
П.А. Ковтун и научным сотрудником Орджоникидзевской зональной опытной станции коневодства Г.М. Мишиным.

Микоян-Шахар, 1940.

2014-07-06 12:31:33 zarbuzan: На восстановление Малкинского завода N 34, который стали возрождать для работы с кабардинской породой в 1958 году, было отправлено бесплатно 104 карачаевских и англо-карачаевских кобыл(Том 6 Госплемкниги карачаевских лошадей). Также туда сначала отправили жеребцов карачаевских 340 Доброго, 0149 Ахтыра(Том 5 Госплемкниги кабардинских и карачаевских лошадей), вернули Кабарде кабардинского 79 Арсенала (Пишет так А. Красников). И что? Они были выбракованы, как пишет Красников в "Коневодство и конный спорт" N 2 и видимо, пошли на мясо. После 1960 отправили карачаевских 502 Заряда, Ансамбля 21 (5 Том ГПК).
А. С. Красников пишет в "История формирования и преобразование. горных пород...": ?В 1958 году состоялось восстановление Малкинского конного завода N 34 на базе двух прежних его отделений Центрального и Псыншоко с летними пастбищами на Аурсентх. Заводу было определено и его прежнее породное направление: разведение кабардинских и англо-кабардинских лошадей. В настоящее время в производящем составе Малкинского конного завода 7 жеребцов, в том числе: кабардинских ? 2, англо-кабардинских ? 2, чистокровных верховых ? 3 и 128 маток?
И далее: ?Жеребцами-производителями в Малкинском конном заводе к использованию на 1964 год намечаются:?. В наличии видно ? Ансамбль, Заряд, англо-карачаевский Дар, вероятно, англо-кабардинский Ливень 78. И 3 чистокровных верховых. Из числа маток 86 голов ?чистопородные кабардинские?, 67,2 процента, т. е. карачаевские, или в большинстве карачаевские, остальные помеси с английскими. Вот такое там было на заводе разведение ?чистопородное?. Карачаевское.
В 2007 кабардинцы купили 1000 карачаевских кобыл, переименовали в кабардинских. Так что, современная кабардинския порода произошла от карачаевской.

Только зарегисрированные на сайте посетители могут оставлять комментарии к данной статье
    
(с) Horse.RU, 2004. Администратор сайта: Jaguar